Об Акцизном налогообложение алкогольной продукции
За 2013 г. бюджет Российской Федерации от поступления акцизов получил более 300 млрд. руб., из которых дополнительная доходность была обеспечена за счет увеличения (в 3,5 раза) акцизных сборов от производителей пивной продукции. При этом поступления налогов от крепкого алкоголя значительно снизились за счет возросшего теневого сектора. По средним оценкам только за 2013 г., бюджет недополучил около 500 млрд. руб.
За последние два года – 2012-й – 2013-й ставка акциза на крепкий алкоголь выросла на 60% с 254 рублей за 1 литр чистого этилового спирта готовой продукции до 400 рублей. С 1 января 2014 года ставка составила уже 500 рублей. Такой рост не является ни экономически оправданным, ни отвечающим реалиям сегодняшних рыночных взаимоотношений, что как следствие породило системную проблему в виде роста объемов нелегального рынка алкогольной продукции. Из-за возросшей акцизной ставки, разница между легальной и нелегальной бутылкой водки в пересчете на 0,5 литра сегодня составляет более 130 руб. на единицу продукции, что в 10 раз больше доходности от продажи единицы легальной продукции, что и привело к появлению огромного количества нелегальных, криминальных заводов, оптовых компаний и магазинов розничной торговли. (К сведению: только в Северной Осетии сейчас действует более 40 подпольных заводов, в Ставропольском крае работает более ста магазинов, не входящих ни в один реестр). Во всей России количество нелегальных заводов и цехов уже ведется на тысячи, не говоря о неподдающихся точному подсчету торговых точках, продающих исключительно контрафактную и фальсифицированную продукцию. Как следствие – нелегальный сектор практически достиг уровня 70% от общего объема всей выпускаемой алкогольной продукцией (этот показатель уже выше, чем в 2008 году, когда был создан Федеральное агентство Росалкогольрегулирование). И если раньше данная ситуация была характерна для рынка крепкого алкоголя, то в 2013 году активно стало появляться на рынке и поддельное игристое вино (шампанское).
Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого вина достигается в результате выполнения многих условий, в том числе и протекционистской государственной политики в области виноделия, со всеми вытекающими налоговыми льготами и преференциями для локальных производителей. Государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах Евросоюза выглядит следующим образом. Местные производители освобождены от уплаты акцизов на вино, а также существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Существует гибкая политика по предоставлению государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли.
В России же существующая акцизная политика в отношении шампанских и игристых вин не только не способствует развитию отрасли, но уже приводит к сокращению объемов производства и ухудшению качества продукции. С 2010 по 2014 год падение составило 22,5%.
2009 |
2010 |
Процент к 2009 году |
2011 |
Процент к 2010 году |
2012 |
Процент к 2011 году |
2013 |
Процент к 2012 году |
Процент к максимуму |
|
Общее производство игристых вин |
19 061 |
22 201 |
116,5% |
21 230 |
95,6% |
20 545 |
96,8% |
17 225 |
83,8% |
77,6% |
Общее производство вин, вин фруктовых, винных напитков без добавления этилового спирта |
50 250 |
52 699 |
104,9% |
44 352 |
84,2% |
46 044 |
103,8% |
51 704 |
112,3% |
98,1% |
Указанное падение продолжается и в этом году за период января по май 2014, производство составило только 88% к соответствующему периоду 2013 года. Если данная тенденция сохранится, то на конец года будет выпущено не более 15 000 тысяч декалитров легального игристого вина (шампанского), а значит, нелегальный сектор достигнет как минимум 40% от объема рынка, так как уровень розничных продаж постоянно увеличивается, а импорт растет не так быстро.
На взгляд Ассоциации падение рынка легального шампанского объясняется, прежде всего, ростом акцизов:
По винам шампанским и игристым (% к уровню 2010 года):
В 2011 году на 29%;
В 2012 году на 57%;
В 2013 году – на 71 %;
В 2014 году на 79%.
Указанные темпы роста ставок акцизов значительно превышали темпы инфляции, особенно если учесть тот факт, что фактически при рассмотрении роста ставок акцизов их еще надо увеличивать на 18% НДС. Особо следует отметить, что акциз на шампанские вина гораздо выше акциза на тихие вина, хотя и те и другие продукты естественного брожения винограда. С 2014 года ставка акциза на 1 литр тихого вина составляет 8 руб. за 1 литр. При этом ставка акциза на шампанское составляет 25 руб. за 1 литр. Акциз выше в 3,1 раза. Отметим при этом, что процесс производства шампанских вин более длительный, высокотехнологичный и затратный, чем процесс производства тихих вин. Себестоимость производства бутылки шампанского из-за дополнительных технологических приемов и требований гораздо выше себестоимости производства обычной бутылки тихого вина объемом 0,75 л. Ассоциация Производителей Игристых Вин считает, что ставки акциза на игристые вина должны быть снижены и приравнены к акцизам на тихие вина. Пример крепкого алкоголя показывает, что как только акциз на продукцию с учетом НДС превышает 30 рублей, начинает резко расти рынок нелегального алкоголя, с которого не уплачиваются никакие налоги.
Для того чтобы остановить процесс роста нелегального рынка, а именно выпуск контрафактной и фальсифицированной продукции, есть следующие пути решения:
1. Четко сформулированная государственная политика в части систематизации акцизных ставок, дифференциация акцизной нагрузки по различным секторам алкогольной промышленности.
2. Существенное ужесточение законодательства в части усиления наказания, путем внесения изменений в УКа, УПК, КоАП для юридических и физических лиц, занимающихся производством и оборотом контрафактного и фальсифицированного алкоголя, для всей цепочки участников данных схем, включая владельцев и директоров заводов, а также поставщиков неучтенного сырья и компаний перевозчиков.
3. Как одна из мер переходного периода – выравнивание акцизных ставок между вином, фруктовым вином, винными напитками и игристым вином (шампанским) в сторону усреднения на уровне около 10 рублей. Что не должно сказаться на общем сборе акциза, за счет увеличения сборов на вине, фруктовом вине и винных напитках, а также за счет увеличения легального производства игристого вина (шампанского) в связи с уменьшением прибыльности выпуска контрафакта:
- Увеличение ставки на 2 рубля с литра увеличит сбор на вине, винных напитках, фруктовых винах на 1-1,2 млрд. рублей;
- За счет увеличения производства легального игристого вина (шампанского) акцизные сборы вырастут на 1 млрд. рублей;
- Уменьшение сборов от уменьшения ставки акциза на игристое вино (шампанское) при продолжении падения легального производства 2 – 2,2 млрд. рублей.
4. Реформирование работы Росалкогольрегулирования, в части систематизации борьбы с нелегальным сектором.
5. Возрождение институтов Межведомственной комиссии и Центральной дегустационной комиссии.
6. Введение минимальных цен на всю винодельческую продукцию, шампанские и игристые вина.
7. Для поддержки отечественных производителей необходимо уменьшить с существующих 15% до 5% или даже обнулить ввозную таможенную пошлину на импортный виноматериал, основные причины следующие:
- Нехватка отечественного производства винограда и высокая цена на него по сравнению с другими винодельческими странами, при этом более 90% игристого вина (шампанского) и более 70% вина производится из импортного виноматериала;
- Начавшееся снижение импортных пошлин на бутилированную винодельческую продукцию импортного производства, которые составляют, в зависимости от вида вина, 17,5 или 18,1 процента, и согласно соглашению с ВТО к 2018 году снизятся до 12,5%;
- Себестоимость одного литра виноматериала составляет не менее 20-25 рублей, производители фальсифицированной продукции, используя водно-спиртовые смеси с ароматизаторами имеют себестоимость на свой «виноматериал» в 3-4 раз меньше, таким образом, снижение цены уменьшит доходность производства фальсификата.